Как-то так получалось, что я давненько не обращалась в МФЦ для получения услуг по сделкам с недвижимостью или для получения выписки из ЕГРН. Сделки, конечно, были, но все они проходили через электронную регистрацию.
Услуги Росреестра и МФЦ. Нововведения.
И вот на прошлой неделе пришлось идти в МФЦ сразу два раза: и за выпиской, и со сделкой. При этом в Росреестре (и Санкт-Петербурга и Ленинградской области) установили новое программное обеспечение, которое естественно повлияло на работу и самого Росреестра, и МФЦ.
Есть как плюсы, так и минусы.
- Попасть в МФЦ сейчас можно только по предварительной записи. В Санкт-Петербурге это правило действует давно, в Ленинградской области – это правило на одно время отменили, а с 9 октября опять вернули. Записаться на прием по Ленинградской области чуть проще, там объем сделок не такой большой. А вот с записью в Петербурге проблемы есть, это надо делать заранее, и даже не мечтать, что в ближайшие две –три недели туда попадешь. И это минус.
- В МФЦ пускают только самих заявителей. Агенты остаются снаружи. А это вызывает определенные затруднения, так как сотрудники МФЦ при приеме документов задают вопросы, на которые стороны сделки не всегда могут ответить. Поэтому прием документов осуществляется через телефонные переговоры с риэлторами. А это влияет на время. Можем отнести это тоже к минусам.
- Программное обеспечение для сотрудников МФЦ является «зверем странным и неизведанным». Прием документов идет с постоянным консультированием сотрудников МФЦ друг с другом. Вчера при приеме документов три сотрудника ломали голову, как ввести в базу «объект незавершенного строительства», так как такого вида недвижимости не было в предустановленной базе. В результате: раньше такую сделку принимали за 30 минут, вчера эта операция заняла 1 час 50 минут. Это минус!!! И еще какой!
- При приеме заявления на выдачу выписки из ЕГРН столкнулась с тем, что при выполнении данной операции присваивается номер оплаты госпошлины, которую надо оплатить в течение 7 рабочих дней с момента подачи заявления. Я решила оплатить сразу и мне предложили оплатить прямо на месте, у окошка, в котором у меня принимали документы при помощи банковской карты. Это явный плюс. Не надо бежать, искать терминал, разбираться, как заплатить. И при этом выписка стала стоить дешевле: 390 руб+10 руб (комиссия), итого 400 руб. Мелочь, а приятно. Надеюсь, что такая система оплаты есть или будет во всех МФЦ.
- Когда принимают пакет документов, то этот пакет сразу получает регистрационный номер. Раньше движение пакета документов можно было проверить на сайте Росреестра, зная этот номер пакета документов. Сейчас из-за новой программы тоже присваивается номер, но проверить его не получается. А это очень неудобно. А это, значит, минус.
- При подаче заявления на получение выписки из ЕГРН я получила уведомление на электронную почту о прохождении все процедуры: получено заявление, принята оплата, сформирован документ и т.д. Единственное, что напрягло, что выписку я заказала в 17.00 в МФЦ, а от Росреестра пришло сообщение что документ готов был уже в 20.00, но получить его в бумажном виде в МФЦ можно после 15 октября. Я немного напряглась… Почему вдруг такой большой разрыв во времени? Но зря пугалась: на следующий день позвонили из МФЦ и сказали, что могу получить бумажный документ. В данном случае такая скорость – это явный плюс. При подаче документов по сделке купли-продажи госпошлину оплачивали в стандартном режиме, через терминал. И никаких уведомлений клиенты не получили.
- Сроки регистрации сделки. Вчера в МФЦ Ленинградской области нас предупредили, что получить документы с регистрации через девять дней, обозначенных в расписке (теперь даже число не ставится, как было раньше), можно даже и не мечтать. Задержки будут… Сколько? Сказать трудно. Поживем – увидим. А это минус!
Новое всегда пугает, а иногда и мешает. Придется всем привыкать: и участникам сделки, и риэлторам, и сотрудникам МФЦ, и, конечно, сотрудникам Росреестра. Надеюсь, что после периода адаптации все наладится и вернется на привычные рельсы получения государственных услуг, связанных с Росреестром.